Проявление неуверенности:
•боятся выделиться;
• быть не как все;
•стараются произвести лучшее впечатление для самоутверждения за счет других людей;
•недовольны собой и другими;
•им характерны самоунижение, обиды, озлобленность, зависть;
• бездействие и пассивность при решении каких–то вопросов;
•испытывают страх допустить ошибку;
•действуют не по собственному желанию в соответствии со своими целями, а под влиянием внешней необходимости.
Советы для родителей:
1.Никогда не подчеркивайте вслух такую черту характера своего ребенка, как неуверенность.
2.Не демонстрируйте эту черту характера посторонним людям. Помните, что педагоги часто ассоциируют неуверенность с плохой успеваемостью школьников.
3.Поощряйте общение своего подростка с детьми, которые младше его по возрасту. Это придаст ему уверенность в своих силах.
4.Если подросток сам выбирает для себя общество младших по возрасту детей, не позволяйте себе иронизировать над ним по этому поводу и не мешайте ему.
5.Не ставьте своего ребенка в неловкие ситуации, особенно при встрече с незнакомыми людьми или при большом скоплении народа.
6.Вселяйте в своего ребенка уверенность в свои силы. Вместо слов «Я так за тебя боюсь» пусть лучше звучат слова «Я в тебе уверен».
7.Критикуйте своего ребенка как можно меньше. Ищите любую возможность показать его положительные стороны.
8.Стимулируйте общение своего ребенка с другими детьми, приглашайте их к себе в дом.
Хвалите своего ребенка за достижения, которые дались ему трудом. Порицайте не ребенка, а его недостойные поступки. Ставьте перед своим ребенком посильные задачи и оценивайте их достижение. Не оставляйте без внимания любые усилия ребенка по преодолению неуверенности в себе. Говорите со своим ребенком по душам, давайте возможность выговориться, поделиться наболевшим. Не мешайте своему ребенку ошибаться, не подменяйте его жизненный опыт своим. Не вселяйте в своего ребенка страх и боязнь по отношению к себе. Спрашивайте своего ребенка о его проблемах, если он вам сам ничего не говорит; делайте это тактично и тепло. Радуйтесь его победам над собой. Будьте рядом с ним, если он в этом нуждается!
Советы для формирования уверенности в себе:
1.Необходимо помочь ребёнку признаться себе в своих слабых и сильных сторонах, прислушаться к своим мыслям и чувствам. Выражая свои чувства, говорить от своего имени честно и искренне. Но не стоит делать акцент на недостатках других людей, это не прибавит ему уверенности.
2.Надо научить не думать постоянно о своих недостатках и физических изъянах, многие из них заметны только ему, окружающие люди могут их просто не заметить. Не заниматься самобичеванием.
3. Постараться использовать индивидуальный подход к людям. Слушать внимательно, поддерживать, искренне одобрять успехи, это расположит людей к человеку. Но не нужно угождать и льстить, неискренность отталкивает.
4.Надо учить быть убедительным человеком, с сильным характером. Думать, говорить и действовать так, как будто он уже стал таким. Если ребёнок хочет отказать кому–то в просьбе, не нужно ссылаться на собственные проблемы, просто надо уметь сказать «нет».
5. Если он теряет уверенность перед публичным выступлением или важным разговором, то нужно научить осознавать возникшее напряжение. В ситуации беспокойства напрягаются мышцы тела, учащается или прерывается дыхание. Снять эмоциональное напряжение могут помочь следующие простые упражнения:
•Необходимо определить, какая группа мышц тела или лица особенно напряжена и попытаться еще более усилить напряжение, затем начать медленно расслаблять мышцы до полного снятия напряжения. Повторить несколько раз.
• Сосредоточить внимание на дыхании. Сделать несколько медленных глубоких дыхательных движений, количество счета может быть любым, главное, чтобы выдох был продолжительнее вдоха. Во время выдоха стараться почувствовать, что волнение покидает тело вместе с выдыхаемым воздухом.
6. Необходимо научить культивировать веру в себя. Никто не поверит в ребёнка больше, чем он сам. Необходимо всегда доверять самому себе и своим суждениям, лучше него никто не знает, чего он хочет достичь. Необходимо постепенно научиться верить в себя, изучать себя, понимать себя, быть собой. Когда человек лучше знает и понимает себя, он начинает больше доверять себе и с уверенностью полагаться на принятые им решения.
7.Всегда опираться в первую очередь на себя, на свои ощущения и собственное мнение, и он постепенно перестанет обращать внимание на то, что думают по поводу него другие люди. Он не будет зависеть от чужого мнения, бояться вызвать негативную реакцию и неодобрение окружающих. Очень часто ребёнок упускает благоприятные возможности из страха потревожить окружающих, вызвать их недовольство и непонимание.
8.Он должен понять, что никогда не нужно тратить свои силы и время, понапрасну тревожась о возможных неприятностях в будущем, а сосредоточиться на тех вопросах, для решения которых сейчас у него есть ресурсы.
9.Ребёнок не должен упрекать себя, если он проявил неуверенность, а радоваться и хвалить себя за каждый успех на пути формирования уверенного поведения.